• Российская Детская
    Киноакадемия «Киноостров»

  • Международный Детский Кинофестиваль «Киноостров»

  • Всероссийское Детское
    Актерское Агентство «Киноостров»

Новости

Анна Савчук

Анна Савчук – генеральный директор Всероссийского детского кинообразовательного конкурса «Киноостров»

QHEMEHetIug

-        В этом году приехало много детей, которые еще никогда не посещали наш кинолагерь. Это наше достижение, потому что большое количество детей вольется в наше движение. С другой стороны — это вызов, потому что это дети никакого отношения к киноискусству не имеющие. Они просто увлечены кино, как искусством. Это дети, которые насмотрелись видеоблогеров. И в этом смысле хотят себя развивать. Они не готовы к труду, а ведь кино — это труд, дисциплина и, безусловно, творчество и собранность. Мы культивируем эти качества на «Киноострове». Задача педагогов-наставников – развить эту любовь к кинематографу, но при этом привить еще дисциплинированность и правильное отношение к процессу. Каждый день у нас очень насыщенная программа — минимум два мастер-класса, подготовка тематических мероприятий: этюды, брейн-ринги, связанные с кино, как с процессом, так и с искусством, это театральные дни или день киномоды, постановка басен или трюков. Плюс мы смотрим отечественные и зарубежные фильмы, картины конкурсной программы фестиваля, обязательно их обсуждаем. У них практически нет свободного времени.

-        Что еще можно отметить из особенностей фестиваля 2017 года?

-        В этом году фильмы гораздо слабее, чем в предыдущие годы. Я очень раздосадована. Даже на первом фестивале, восемь лет назад, когда был большой риск, когда казалось, что фильмы не снимают, нет детских киностудий, фильмы были намного сильнее. В этом году впервые меньше ста фильмов прислали на конкурс. Я связываю это все-таки с темой фестиваля: «Завтра начинается сегодня». В общеполитическом дискурсе нет у нас будущего. У нас о нем никто не говорит, не думает и не снимает. А вот в июне по итогам Санкт-Петербургского Международного экономического форума мы хотя бы видим, что эта тема входит в самый высший эшелон сознания. И я думаю, что страна все-таки начнет об этом говорить и размышлять. Мы начали на «Киноострове». Мы очень много говорим здесь с детьми о моделях будущего, размышляем, фантазируем. Но я хочу сказать, что фантазии очень скупые. Я вспоминаю наше поколение — мы жили этим. Фантастика была, наверное, самым популярным жанром и в книгах, и в кино. Сейчас этого нет. Тем не менее мы за период работы в кинолагере сняли три фильма. Вы сможете их увидеть.

-        Кто их снимал? И какие они?

-        У нас все были разбиты на группы — работали три киностудии. Очень разные. Такой дифференциации не было раньше. Качественно я пока не буду оценивать. Они все прекрасны. Я их очень люблю. В каждой студии ребята разного возраста. Но они очень разные по темпераметру, по задачам, которые они сами себе формулируют, по схеме взаимоотношений внутри студий. Названия они себе выбирали сами. Младшая студия называлась «Машина времени», средняя — «Метроном» и самая старшая киностудия — «Эффект бабочки».

-        А что касается кинофестиваля? Каким он был в целом?

-        Меня порадовало, что впервые география кинофестиваля приросла Крымом. У нас есть несколько фильмов оттуда. Детские крымские киностудии существуют, и они тоже снимают кино. Так что у нас теперь участники конкурса были в прямом смысле со всей страны: от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Крыма. Нет работ с Кавказа. Есть несколько версий — либо информация о конкурсе до регионов не была донесена, либо действительно нет студий, которые занимаются детским контентом. И мы отмечаем, что по России работают сильные анимационные киношколы. Есть чудесные мультики. Воронежская область в этом году очень сильно порадовала. В этом году они прислали вал картин. Причем, не только из города, но из совсем маленьких населенных пунктов области. Видимо, пришел какой-то новый человек, который отвечает за эту тему. Может, какой-то отраслевой чиновник в местном министерстве хорошо работает. В целом же отмечу: с технической или монтажной точки зрения, операторского искусства замечается серьезный прогресс в регионах. Но с точки зрения содержательной — режиссуры, актерского мастерства — я вижу зияющую пустоту. Эта проблема должна решаться. Туда нужно отправлять педагогов. И я уверена, что они поедут. Молодые с радостью отзываются, я с ними общаюсь они готовы ехать в маленькие городки, проводить с детьми время, дать им знания. Нужно выстраивать систему, чтобы сформировать комьюнити. Это большой плюс. И я так так рада этому изменению в сознании. Причем это не только среди молодых. Яков Шамшин к нам приезжал в кинолагерь — известный, медийный артист. 65 заметных киноработ у него. Он говорит: хочу у вас преподавать, никаких денег не надо. И я понимаю, что артисты, когда у них есть время, они готовы делиться потенциалом. И это истинный патриотизм, а не ура-патриотизм.

-        А на какие темы снимают сейчас современные дети свое кино?

-        Естественно есть большая тема осмысления воздействия новых инструментов коммуникации на нашу жизнь. Прислали милую совершенно работу «Гаджеты и светлячок». Там дети хвастаются друг перед другом гаджетами. А один мальчик принес в банке светлячка. И они забывают обо всем, рассматривают его. Мило, но мне кажется, что здесь лукавство. Хотя на самом деле у нас в лагере «Киноострова» запрещено пользоваться всей этой техникой. Мы ее забираем, и выдаем только в тихий час, чтобы дети позвонили родителям. И на второй день дети забывают о существовании гаджетов. Они открывают друг друга в первую очередь. Открывают мир вокруг себя. Вновь открывают для себя книги. И я очень этим довольна. Еще одна тема — отношения с родителями. Причем, она затихала на года три. А вот сейчас много работ. Например, как дети переживают развод. И много их об отношениях между собой. Потому что они в этом живут. И когда я вижу такие картины, понимаю, что вот это конкретно лично их творчество. И это очень большой пласт для исследований.

-         Что самое приятное в работе руководителя такого киношного фестиваля?

Изначально восемь лет назад он задумывался, чтобы поднять интерес к теме детского кино и заострить проблему его отсутствия в нашей стране. И нам это удалось. Уже на каждом углу кричат, что детского кино нет. Но ничего не происходит после этих криков. Оно не появляется. Мы это поняли и решили, что наша основная миссия — это сформировать новое поколение кинематографистов, которые будут понимать, что детское кино — важное направление в кинематографе. И те 2700 человек, которые прошли через «Киноостров», они воспринимают все иначе. У нас многие участники фестиваля нашли себя в этой профессии. Марк Ларионов в этом году стал выпускником ВГИКа. Есть многие другие люди, которые пошли в творческие вузы, связанные с творческим развитием подрастающего поколения. Раньше хотелось, чтобы все большое количество людей нас поддерживало, морально и финансово, совпадало с нами по мировоззрению в отношении этой проблемы. А сейчас я уже понимаю, что наш основной актив — это дети и их родители, которые участвуют